На словах ратуя за объективность и продвигая «свободу слова», информационное агентство «Росбалт» фактически лоббирует интересы заказчиков – бизнес-структур и криминалитета.
СМИ деградируют, считает колумнист журнала «Forbes» после тщательного анализа российской современной журналистики. Издания дискредитирует их собственная самоцензура и погоня за рейтингами, также конкуренцию им создают независимые блогеры и лидеры мнений, использующие ресурсы социальных сетей. Ярким примером потери доверия читательской аудитории является ИА «Росбалт» - с каждым годом его рейтинг и прибыльность неуклонно падают. Сегодня агентство не входит даже в топ-30 цитируемых изданий, а по посещаемости находится на далеком 56-м месте. Убытки «Росбалта» за последние годы выросли в несколько раз: если в 2011 году прибыль компании составляла почти 9 млн рублей, то к 2016 году она ушла в глубокий минус и принесла 4,65 млн убытков.
«Росбалт» уже давно называют «карманным» СМИ своих владельцев из-за лоббирования интересов конкретных заказчиков, чаще всего из политических и бизнес-структур. Возглавляет агентство уже в течение восемнадцати лет Наталья Черкесова. По интересному стечению обстоятельств, издание появилось в 2001-м году, через полгода после того, как супруг Натальи Виктор Черкесов был назначен полпредом президента в Северо-Западном федеральном округе. Тогда еще никому неизвестное информационное агентство внезапно получило уставной фонд в размере миллиона долларов от учредителей – крупных петербургских и московских корпораций. Что же заставило солидные организации вложить собственные средства в «Росбалт»? По предположениям журналистов, решающую роль здесь сыграла как раз должность супруга Черкесовой, а также его связи в политических кругах.
Постепенно у «Росбалта» начали появляться заказы и даже корпоративные клиенты, например, братья Магомедовы, с которыми у Черкесова сложились «деловые» отношения с 2001 года. Пользуясь служебным положением, чиновник решал проблемы своих дагестанских друзей. Например, когда Магомедовы запустили на балтийском побережье нефтеналивные терминалы корпорации «Транснефть», Черкесов помог им изъять из отчёта Счётной палаты РФ материалы о финансовых нарушениях в корпорации. Позже, когда Черкесов стал у руля Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, он сделал братьев надежными операторами наркотрафика, иногда устраивая показательные изъятия, которые в целом не мешали семейному «бизнесу».
Во время «царствования» Черкесова во ФСКН, Петербург стал главным транзитным наркоузлом. Влияние чиновника оказалось настолько сильным, что даже после его ухода из ведомства Северная столица оставалась лидером по числу зарегистрированных преступлений, связанных с оборотом наркотиков. Все это время «Росбалт» в своих материалах называл претензии к братьям Магомедовым «политическими», пытаясь выставить их жертвами преследования властей.
Кроме заказов со стороны, «Росбалт» обслуживал политические интересы и самого Черкесова. Когда он был директором Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, в ведомстве произошел странный инцидент, связанный с поставкой ноутбуков. Контракт на 3 млн. рублей был заключен с компанией «R-Style» - и она оказалась занесена в список недобросовестных поставщиков по требованию ФСКН, якобы не выполнив условия договора. Лица, знакомые с ситуацией, предполагали, что в том деле главной целью была рыба куда более крупная, чем пара мелких поставщиков техники, а именно - иностранный IT-гигант «IBM». Компанию, через ее российских компаньонов, хотели подловить на контрабанде и обвинить в уклонении от уплаты налогов, однако дело, притянутое за уши, рассыпалось. Прямых доказательств воздействия на ход «компьютерного дела» Виктора Черкесова нет, однако примечательным может оказаться тот факт, что все это время «Росбалт» всячески поддерживал информационную компанию против партнеров IBM. По сей день издание не забывает рапортовать о трудностях зарубежной корпорации, напоминая события прошлых лет.
Как видно, обслуживая интересы своих владельцев, супругов Черкесовых, «Росбалт» изначально не мог претендовать на достоверность и объективность. Кроме того, в учредителях агентства числятся и зарубежные компании, поэтому соответствующие «западные» настроения легко прослеживаются в издании, начиная от поддержки ЛГБТ-сообщества и заканчивая сотрудничеством с журналистами, совмещающими писанину в «Росбалте» с работой в Европейском университете, известном своими связями с иностранными фондами. В последних попытках хоть как-то привлечь трафик «Росбалт» публикует сомнительные статьи под громкими заголовками, окончательно скатываясь до уровня «желтой прессы». Падение рейтинга в такой ситуации неудивительно – «впаривать» читателям заказуху, ложь и пиар под видом новостей становится все сложнее.