Несмотря на то, что в Средние века не было такого оборудования, как подвесной кран, все же человечеству удавалось возводить строения, ставшие культовыми. К таким постройкам относится и знаменитый Нотр-Дам-де-Пари, или Собор Парижской Богоматери. Сегодня он является «Меккой» для туристов, приезжающих во Францию, и, безусловно, гордостью Парижа.
Как и многие другие грандиозные здания, данный собор строился на протяжении десятилетий. Это связано и со сложностью архитектуры, и с отсутствием подходящего оборудования, и с финансовой стороной вопроса. Далеко не каждый правитель готов был выделять из казны значительные суммы денег, ведь на то время туристического бизнеса не существовало, и покрытий расходов не предвиделось.
Начало строительства относят к 1163 году, а стены хора возвели только к 1177 году. Правда, уже в 1185 году в Нотр-Дам-де-Пари провели первое богослужение, а через год стали проводить захоронения дворянских особ.
В то же время, строительство продолжалось, ведь проект был поистине амбициозным. Это потребовало снести дома, находящиеся на прилегающей территории. Южная колокольня была закончена в 1240 году, а через 10 лет завершили возведение и северной башни.
Кто был первым архитектором, работавшим до 1250 года – сложно сказать. А вот последующими архитекторами, которых считают главными, являются Жан де Шель (руководивший строительством до 1265 года) и Пьер де Монтрей, работавший в этот же период, но с другими частями собора. Однако они были не единственными, что подтверждается большим разнообразием стилей, примененных в строительстве Нотр-Дама. Возможно, именно благодаря такому сочетания разных архитектурных направлений, это здание сегодня и считается шедевром.
Размеры строения трудно назвать впечатляющими для современного человека. В высоту постройка достигает всего 35 метров, что не так уж много, особенно в сравнении с тем же Кельнским собором. Длина и ширина – 130 метров и 48 метров соответственно. Колокольни имеют высоту в 69 метров каждая. Разве что привлекает внимание колокол из Южной башни – его вес составляет 13 тонн. И остается только гадать, как в то время, без использования современных приспособлений для транспортировки грузов, можно было поднять подобный вес на башню. Определить стоимость строительства крайне затруднительно, учитывая, что процесс велся на протяжении многих лет. Но, в любом случае, затраты были колоссальными.